Спрятать Показать
Текущее время: 29 мар 2024, 17:21

Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 24 фев 2011, 07:28 
Не в сети
GEON клабмэн
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 11 фев 2011, 14:00
Сообщений: 20782
Откуда: Полтавська обл.
Мото: Honda NC750X, Benelli TRK 251
Возраст: 56
Тел.: Viber,Telegram пишіть
Имя: Володимир
Изображение

Вы когда-либо пробовали проехать на двух одинаковых мотоциклах, один из которых новый, а другой с большим пробегом? Любой человек, который обладает достаточным опытом езды, почувствует разницу. Новый мотоцикл воспринимается, как более «сбитый», целостный, точнее следует заданной траектории, меньше вздрагивает на ямах, при разгонах и торможениях меньше рыскает. Все понятно: новый есть новый! Но откуда берется эта разница в ощущениях, если вовремя и тщательно обслуживаемый мотоцикл даже с пробегом в 50-100 тысяч километров может быть абсолютно исправным?
Действительно, если разобрать б/у мотоцикл до винтика, продефектовать все детали на соответствие заводским допускам и собрать, то можно понять, что техника исправна, но… она, к сожалению, технически не идеальна. И опытный пилот тонко чувствует разницу между новым мотоциклом (почти новым) и, как говорят «хорошо поюзаным».
Но сегодня мы поговорим не об усталости рамы, и не о проседании (со временем) пружин подвески, что делает ее более мягкой и не о работе двигателя с большим шумом. И это далеко не все факторы, которые в совокупности отличают старый аппарат от нового. При очередном обслуживании обратите внимание на... вилку. Чтобы было понятно, о чем идет речь, давайте заглянем в ее конструкцию (рис. 1). Вроде бы все понятно: хромированная труба ходит внутри другой трубы, пространство которой заполнено маслом. По мнению 99% владельцев мотоциклов, единственная проблема, которая может возникнуть в этом узле – это текущий сальник. Действительно, сальник иногда течет. Как его поменять, мы уже рассказывали. Сегодня речь о другом. Трубы вилки трутся одна по другой не всей своей поверхностью, они движутся по специальным вкладышам (фото 1). Сделано это для уменьшения площади трения и дабы избежать заклинивания трубы в трубе. Для отсутствия люфта в пере вилки нужно, чтобы зазор между трубами был минимальным. Но дело в том, что перо в процессе эксплуатации может слегка изгибаться. Стоит колесу попасть в яму на дороге, как прогиб трубы превысит зазор и вилка заклинит. Не обязательно даже попадать в яму, достаточно резко затормозить, чтобы изогнуть перо всей массой мотоцикла (понятно, что чем больше ход вилки и тоньше труба, те сильнее изгиб – прим. ред.). Правда, при отпускании тормоза оно выровняется, а вот после ямы этого может и не произойти. Чтобы не происходило заклинивания вилки при торможениях или при движении по неровной дороге, конструкторы увеличили зазор между трубами и установили между ними втулки (вкладыши) с антифрикционным покрытием соответствующей толщины. Именно эти вкладыши и изнашиваются в процессе работы, но их несложно поменять. Это существенно дешевле замены вилки. Только найдите хоть одного владельца мотоцикла, который знает, что их необходимо периодически менять! Регулярно меняют их только кроссмены. Это естественно: специфика кроссовой вилки такова, что она имеет самый большой ход (а значит, самые длинные трубы) и самые тяжелые условия эксплуатации. А гонщик стремится иметь идеально управляемый мотоцикл. Но как износ вкладышей влияет на управляемость мотоцикла?

Изображение

Нетрудно себе представить, что при прямолинейном движении вес мотоцикла прижимает вкладыш к трубе одной стороной, а при торможении или попадании в яму он может прижиматься и другой стороной (рис. 2). При этом ось переднего колеса может смещаться вперед-назад в пределах зазора, образующегося при износе вкладышей. Это не очень катастрофично. Хуже то, что при боковой нагрузке одно перо может податься вперед, а другое назад. Получится, что колесо слегка повернулось, хотя руль оставался неподвижным. И чем сильнее разгружена вилка (например, при разгоне), тем на больший угол переднее колесо может повернуться независимо от руля (рис. 3). Все замечали, что в момент разгона мотоцикл и так имеет нестабильное поведение из-за разгруженого переднего колеса, а еще и с люфтом в перьях этот эффект может достичь реально опасного предела. Иногда колесо так «разбрасывает», что руки слетают с руля. Приходится сильнее затягивать демпфер (если он есть – прим. ред.), но беда в том, что он никак не влияет на ситуацию. Демпфер успокаивает верхнюю часть вилки, а нижняя все равно «гуляет сама по себе».

Изображение

Наиболее сильно подвержены износу вилки на кроссовых мотоциклах и, как ни странно, на тяжелых туристах – в частности, наиболее остро эта проблема стоит перед владельцами Honda Gold Wing, где рабочим является вообще только одно перо! Но если кроссовые вилки имеют немалые диаметры труб (от 45 до 50 мм) и несут при этом очень легкий мотоцикл, просто условия движения слишком тяжелые, то у туриста вилка обычного размера (41-43 мм), а снаряженный в дорогу мотоцикл весит более полутонны. Естественно, что при езде по украинским дорогам, нагрузки на вкладыши сравнимы с таковыми в кроссе или даже превышают их. Что же делать? Просто при замене масла, пыльников и сальников в вилке В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ менять еще и вкладыши. Благо, никакого специнструмента для этого не требуется, а стоимость комплекта относительно невысока – около $50 на мотоцикл. Для владельцев такого дорогого мотоцикла, как Gold Wing, это разве деньги? Жизнь – она дороже.
Еще один момент, на котором стоит остановиться, и который прямо влияет на поведение мотоцикла – это состояние подшипников рулевой колонки. То, что их нужно периодически подтягивать для устранения люфта, это не секрет. Обычно на оси нижней траверсы имеется регулировочная гайка, законтренная стопорной шайбой. Сняв траверсу, можно получить свободный доступ к гайке и при необходимости подтянуть ее (фото 2). После подтягивания подшипников при вывешенном переднем колесе нужно руками проверить, свободно ли поворачивается руль вправо-влево. В процессе эксплуатации шарики или ролики подшипников набивают себе канавки на беговых дорожках, что приводит к подклиниванию руля в центральном положении. Пока подшипники изношены несильно, определить это на ходу сложно, а вот при вывешенном колесе все зазоры чувствуются прекрасно. Иногда степень износа бывает такой, что руль сам фиксируется в центральном положении и при наклоне мотоцикла не поворачивается в сторону поворота, его приходиться доворачивать руками. Естественно, это утомляет водителя и делает езду опасной. В один «прекрасный момент» шарик в изношенном подшипнике лопнет, и его половинки заклинят рулевую колонку.

Изображение

Возвращаясь к вопросу, поднятому в начале статьи, можно подумать, что поменяв рулевые подшипники, вкладыши и масло в вилке, мы получим «передок», работающий как новый. В случае с подшипниками, можно сказать «да»! А вот с вилкой – «почти». Дело в том, что один вкладыш скользит по хромированной трубе и хром сколь-нибудь заметно не изнашивается. А вот второй вкладыш скользит по алюминиевой трубе и изнашивает ее тоже. Я как-то ремонтировал сильно поезженную кроссовую вилку, которую не спасала замена вкладышей. Более того, с новыми вкладышами она подклинивала, пока не притерла их бочкообразно... Чтобы восстановить такую вилку, потребуется замена наружной трубы. Стоимость наружных труб вилки (или патронов – прим. ред.) $400-1000 за пару, так что, если предстоит такой ремонт, возможно, проще купить новый мотоцикл.
Итог. Вы сами, прочитав эту статью, должны ТРЕБОВАТЬ от механика, взявшегося за ремонт вашей вилки, диагностики направляющих вкладышей и их замены даже при неполном износе. Иначе вы рискуете не просто опасной ездой на слабо управляемом мотоцикле, но и собственной жизнью!

Текст: Валерий Гарбарук
Фото: автора

По материалам журнала http://www.motodrive.com.ua Хотите знать больше ?
индекс для подписки 90693
При копировании активная ссылка на первоисточник и автора http://www.motodrive.com.ua обязательна!

_________________
Изображение


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB